Поиск

Трансформация сознания и взаимосвязи с окружающим миром через практику асан йоги.

Трансформация сознания и взаимосвязи с окружающим миром через практику асан йоги. 06.05.2011

В большинстве текстов по йоге и тантре асана рассматривается как «установление в своем подлинном состоянии». В «Сиддха-сиддханта паддхати» дается следующее определение асаны: 

«Асана - это пребывание в собственной истинной форме (сварупа). Для этого надлежит выбрать по желанию одну из следующих поз – свастикасану, падмасану, сиддхасану – и пребывать в ней со всем вниманием. Таковы признаки асаны».


Это наводит на мысль о связи положения тела и внутреннего состояния практикующего.


Патанджали в «Йога Сутрах» говорил:

«SthirasukhamAsanam»

«Асана – есть устойчивое положение в состоянии «сукха».

«Сукха» в переводе может означать следующее: счастье, легкость, удовольствие, радость, наслаждение, удобство, то есть то, что противоположно термину «дукха» – страданию.

Здесь очевидна параллель между значениями терминов «сварупа» и «сукха».
«Сварупа» для истинного Натха Йоги есть «сиддха-сварупа» – совершенная форма.
В тексте «Хатха-йога прадипика» говорится:

«Как из всех Ям важнейшей является саттвичное питание митахара, а ненасилие ахимса из Ниям, так и сиддхасана, известная сиддхам, является важнейшей из асан».

В другой части текста «Хатха-йога прадипики» упоминается, что йогин, который медитирует на себя, как на Атман и практикует сиддхасану, через двенадцать лет становится сиддхом. После овладения сиддхасаной все «три бандхи» происходят сами собой. Практика трех бандх означает сублимирование жизненной энергии в теле и ее перенаправление с внешних объектов на внутренние, после чего происходит раскрытие чакр и пробуждение Кундалини-шакти. «Хатха-йога прадипика» и другие тексты рекомендуют выполнять сиддхасану так же с бандхами, мудрами и дришти, и также, там задействованы адхары – точки опоры для внимания в теле.

Сколько существует видов рождения, столько и асан, говорят тексты. В асану йогин входит как в форму рождения, человек рождается «сришти» (сотворение), пребывает в теле «стхити» (сохранение) и умирает, оставляя тело «самхара» (разрушение), т.е. выходит из асаны.

С определенной точки зрения, человек, рождаясь в разном телесном и социальном положении, проходит разные этапы развития, до тех пор, пока он не станет сиддхом. На это может уйти много жизней, он может родиться растением, животным, человеком, принадлежащим к различным кастам, пока он, в итоге, не найдет свой центр – сиддха-сварупу или Атман.

Сиддха не есть просто Атман или Пуруша, натхи говорят о Пуруша-сиддхе или совершенном существе, то, что тождественно термину «натха». Натха и Сиддха – это Шива в ямале (союзе) со всеми своими проявлениями, т.е. он пребывает в высшем осознании, а так как для Шивы нет различий между внешним и внутренним, то нет и различия между осознанием чего-либо и себя самого. Он пребывает в самосознании. Самоосознавание – это основа йоги, все практики которой направлены на это. Без самоосознавания не может быть духовной практики. Человек может увязнуть в различных методиках, которых существует бесконечное множество, но если все практики не ведут к состоянию психического равновесия, то все они бессмысленны. Следовательно, йога – это система, которая устраняет беспокойства ума, растраты жизненной силы, ведет к спокойствию сознания, контролю и трансформации грубой энергии. Она делает сознание практикующего чистым, и йогин обретает правильный взгляд на мир. Через это чистое вИдение, он избавляется от невежества, а, следовательно, и от порожденных невежеством привязанностей, похоти и связанных с ними страданий.

В асане, в отличие от динамических практик типа сукшма-вьяямы, энергетический процесс перенаправляется от раскрытия к собиранию энергии уже на качественно более высоком уровне. В статическом состоянии практикующий способен лучше наблюдать и отслеживать движение пранических потоков. В различных асанах они распределяются по всему телу, и все тело становится подобно алмазу, оно прочное, но при этом не зажатое, а раскрепощенное. Нади в теле, подобно натянутым струнам на музыкальном инструменте.

Когда тело, прана и ум в асане обретают ровное состояние, то все ненужные мысли, которые могут блокировать естественное течение праны, устраняются сами собой. Тело и ум становятся подобны зеркалу, отражающему мир, отсюда появляются качества восприятия, в виде телепатии, ясновидения и т.д. Конечно, для йогина все эти способности представляют ценность, только если они направлены на духовное развитие, а не на материальные эгоистические интересы, т.к. тогда его сознание обусловливается ограниченными объектами Мира, и на этом его духовная практика останавливается, и все способности в конечном итоге утрачиваются.

Поэтому «сиддха» – это термин в йоге, который употребляется, прежде всего, относительно акальпита-сиддхи, духовного совершенства, освобождения от коренных заблуждений, а не в смысле мелко-оккультных совершенств, которые иногда развивают люди, практикуя магию и экстрасенсорику.

Асаны – важнейшая практика, ведущая к устойчивости и освобождению от всего тяжелого в теле, пране и уме, и, как следствие, появляется «сукха», потому что там, где свет, там нет темноты, и наоборот. Если Вы почувствовали более высокий вкус, то у Вас автоматически появляется стремление к более высокому, поэтому сами состояния в асане подстегивают Вас стремиться ко все большему и большему совершенству. Многие могут сидеть в падмасане, свастикасане, сукхасане, и если это получается, то в таких асанах они могут, в меру своих способностей, практиковать те или иные внутренние практики, которым, как правило, обучает Гуру. Но это не значит, что асаны им больше не нужны. Асаны дают необходимую чистоту в теле и то праническое состояние, которое способствует лучшему качеству внутренних практик. И эта асана является правильной и используется по назначению. Это и средство и цель йоги, в своих высших стадиях освоения. То же самое можно сказать и о пранаяме, яме, нияме, самадхи.

Практику хатха-йоги, можно разделить условно на три этапа. Первый направлен на внешнюю работу с физическим телом, второй этап – работа в асане на общем релаксационном фоне, третий этап  это бандхи и мудры. Последний этап можно отнести к разряду Кундалини-джагаран – (пробуждение Кундалини-Шакти) и назвать соединительным звеном с другими «ангами» йога-садханы. Когда Вы уравновешиваете потоки праны в праническом теле, то естественным образом, в самом центре этого тела образуется концентрация более высокого качества энергии, что способствует естественному выполнению бандх. Простое выполнение бандх, если человек энергетически не готов, даст незначительный эффект.

Кроме того, важно отметить наличие взаимосвязи между практикой асан и социальными явлениями, которые проявляются в повседневной жизни. Например, многие травмы в процессе практики зачастую случаются не только по причине сложности некоторых упражнений, но и по причине беспокойного ума. Поэтому важно следить за тем, чтобы практика проходила в спокойном состоянии, в меру возможностей своего тела на данный момент и без чрезмерных усилий, иначе в погоне за гибкостью можно случайно себе навредить.

Возможности тела будут развиваться естественным образом, но если выполнять асаны с дрожью в теле и сбитым дыханием, то это уже не будет практикой йоги. Важно, чтобы вместе с телесной практикой менялось и сознание. Практикующему следует учиться отслеживать гармоничное распределение энергии, спокойное ровное дыхание. Состояние, полученное в результате практики йоги, делает человека осознанным и в самом социуме, учит трезво смотреть на происходящие события. Поэтому практика асан связана с жизненным ходом событий и наоборот. В зависимости от жизненных ситуаций, можно также и отследить, как практиковать йогу. Йога натхов учит пути «дживан-мукты», поэтому взаимосвязь с миром играет большую роль в любой практике, в том числе и в практике асан.

Теги:  Социум Йога
Автор: Yogi Matsyendranath Maharaj

Возврат к списку

Поделиться ссылкой: