Поиск

Спанда

Спанда 03.09.2015 Спанда, или непрерывная пульсация, является одним из ключевых понятий философской системы Кашмирского шиваизма. Основоположником учения о Спанде является Васугупта (9 в.), которого также считают автором «Шива-сутр». Принцип Спанды реализуется и постигается посредством практики постоянного самоосознавания, Спанда сама и является этим осознаванием.

Пульсация Спанды имеет не физическую или психическую природу, а происходит на уровне духовной сущности. Движение происходит одновременно внутрь и вовне. Движение внутрь – это состояние Абсолюта, покоящегося в себе, движение наружу – сотворение проявленного мира. Спанда присутствует в любом живом существе, поскольку природа индивидуального сознания не отлична от Абсолюта. Ниже разбираются вопросы, касающееся практики осознавания Спанды.

Фиксированность и спонтанность

Статичность можно рассматривать в двух видах: одна, которая собой все пронизывает и содержит в себе, т.е. Кулакула, и та статичность, которая находится внутри непроявленного и считается формой, пространственно-временным объектом. Такая форма может казаться фиксированной в нашем сознании, в зависимости от индивидуальных бандхан (оков).

Оковы – это различные отпечатки эмпирического опыта (санскары), они могут порождать желания (васаны), стремления, предпочтения и т.п. Собственно благодаря им мы и видим что-либо как фиксированное в пространственно-временном плане. Но этот опыт – результат нашей обусловленности, именно поэтому многие шастры говорят о воспитании в себе отстраненности. Не потому, что плохи объекты нашего инертного видения, или каких-то удовольствий, или страданий, а потому, что считать вечное невечным является авидьей (неведением, заблуждением). Следовательно, нефиксированное, отстранённое видение в сфере относительного способно привести к восприятию неизменного и безграничных изменений на ином, более высоком уровне. В действительности, и вечная устойчивость, и бесконечность изменений содержат в себе любые ограниченные объекты. И для Шивы они, на самом деле, – сила величия и красоты, а для участника Его игры, возможно, и серьезная драма.

Эта игра двояка: с одной стороны она содержит низший «вкус» обусловленного существа, которое, однако, не перестает быть Шивой даже в таком состоянии, с другой – это сам изначальный совершенный Шива. Если человек сможет это осознать и синтезировать, то, очевидно, он иначе будет воспринимать все, что есть в этом мире, а также и все уровни своего существа. Если мы себя осознали как Шиву (а значит, все наши устремления и сформированные ими события, какими бы они ни были – это выбор Шивы), то обусловленная среда может сыграть неплохую роль для полного утверждения в Шива-таттве. Различные Гуру и шастры говорят о том, что это именно так, и что в этом состоянии Спанда раскрывается в своем самом тотальном состоянии. Очевидно, все сущее и запредельное и есть одна Спанда, можно сказать и так.

Все существующие объекты – это разные градации пульсаций, и уровни этой пульсации, вероятно, невозможно описать какими-либо схемами в адекватном виде, так как схема менее хаотична по своей сути, она фиксирована. Но все-таки Учителя тантризма дали общие градации Спанды. Они вложили в свои писания громадный смысл, он неизмерим. По крайней мере, если тексты Кашмирского шиваизма будет читать человек, обладающий открытым сознанием, то для него эти философские тексты могут стать упаей – суть содержится даже в небольшой части текста, даже в предложении. Возможно ли такое в том случае, если кто-то привык мыслить стереотипами: какой должна практика быть, а какой нет? Скорее всего, в таких случаях человек будет «вырезать» из реальности то, что соответствует его кармическому обусловленному уровню, называя это практикой. Такой человек похож на птицу, летающую только внутри своей клетки и не понимающую, что за её пределами летать можно повсюду.

Можно сказать иначе: все присутствует в любой точке пространства, и тот, у кого сознание настолько всепроникающее, всему открыто и всеохватывающее, у того нет даже потребности включать направленность себя на что-то фиксированное, пространственно-временное. Сам запредельный опыт настолько реален, что он останавливает любые тенденции притяжения ко всему мирскому, неестественному, к напряжению, беспокойству и так далее. Не стоит думать, что при этом вы становитесь похожи на безразличный ко всему кусок дерева, это просто иной уровень жизни.

Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

При ограниченном восприятии, искусный метод может превратиться в изощрённый, но бесполезный инструмент, с помощью которого можно только лишь развивать и подпитывать собственные омрачения. Если же масштаб осознания позволяет использовать метод по назначению, то в нем уже определенно отсутствует всякая необходимость. Как выйти за пределы такой сложной взаимосвязи и выйти на уровень действительной садханы?

Непростой вопрос. Вся эффективность Спанда-таттвы в том, что она не фиксирована, это ей придает над-умственный характер, т.е. вритти (мыслеформы) сознания не могут получить некую поддержку от какой-то структуры, так как все становится более хаотичным, а стоящий за этим воспринимаемый порядок сложен для стандартных определений. В Спанде есть некая непредсказуемость, она не какая-то форма ограниченного контраста и оставляет место для живой, но спокойной трезвости, и это её свойство придает Спанде мистический уровень.

Он заключается в том, что элемент неожиданности, спонтанности на фоне равновесия и умиротворения делает Спанда-таттву запредельной, но при этом находящейся в привычной для восприятия сфере обычного человеческого существа. И это, возможно, придает стандартным техникам совсем другие возможности. Классический пример на тему «Если ты вопрошаешь себя о Боге, то Он уже здесь» – тантрическая пуджа, связанная с аваханой (призывом Божества в человеческое тело).

Поклонение мурти, очевидно, дает какие-то изменения в зависимости от раскрытия своего внутреннего восприятия, но само мурти остаётся, как правило, из того же камня. Присутствие Божества в участнике или участниках пуджи несколько иное, однако, кто-то может возразить, что человеческая природа и индивидуальная душа не сопоставимы с Богом.

Тем не менее, в момент присутствия иной реальности и чего-то запредельного человек может забыть на время о своей привычной ограниченной личности, так как сознание посредством самавеши (погружения) поглощается тем, что для него кажется явно нестандартным (я не говорю «несвойственным»). Мы можем сказать, что это – переживание Спанды, независимо от того, какой аспект был призван: Бхайрава, Дурга, Трипурасундари и т.п. В монистическом шиваизме упаи построены на раскрытии восприятия Спанда-таттвы с конкретизацией определённых её аспектов.

Достаточно ли интеллектуального метода осознания всепроникновения Спанды?

Может ли Спанда присутствовать в интеллектуальном методе? Это, очевидно, зависит от того, как мы воспринимаем интеллектуальность, и тут мы приходим к теме относительно «ученой среды». Многие джняну путают с заумностью в виде зубрежки текстов, однако джняна, согласно той же адвайта-веданте, – это обретение переживания Атмана и Брахмана. В Кашмирском шиваизме это использование мыслеформы (викальпа) как опоры для обретения самопостижения, там ограниченные состояния ума рассматриваются как проявления изначального вездесущего сознания – Чит-шакти. И по сути, особая викальпа ведет к растворению, возвращению в свой изначальный трансцендентный источник – Парамашиву.

Если мы, допустим, используем чтение каких-то текстов для такого переживания, не имея должной для этого адхикары (реализации), то у нас это вряд ли получится. Но в традиционной индийской системе, в том числе и Пратьябхиджне, все построено на отношении с Гуру, при этом говорится о пути «не-метода» не потому, что метода нет, а потому что методы связаны с Гуру. Т.е. там Гуру может регулировать любую из упай, и, в соответствии с этим, меньше шансов, что сама упая станет чем-то мертвым.

Получается, что у них интегрируется джняна с бхакти и со всеми разновидностями практик, включая даже внутренние, связанные с чакрами, пранами, или совсем, казалось бы, внешними методами в виде пуджи, хомы и т.д., которые в каждой Традиции имеют свои тонкости. Проведение спонтанного Запредельного на уровень обыденного – сложнейшая и принципиальная задача для каждого практикующего. Механизмы эмпирического ума крайне далеки от самопроявляющейся спонтанности.

Соответственно, метод в этой ситуации – лишь сухая буква, и любые изощренные технологии не спасают. Можно ли считать состояние творческого вдохновения эманацией великой непостижимой Пульсации, позволяющей превращать свою практику в живой процесс? Конечно, именно так и есть. Заметьте, в Кашмирском шиваизме все изначально построено на том, что Вы и есть Шива, а все его проявления для осознавания себя самого имеют уровни разных энергий, таких как: Иччха-шакти, Джняна, Крийя. Т.е. они – его творческие вспомогательные основы, и в каждом человеческом существе они проявлены в виде каналов, чакр и т.д., а самое главное, это связано с методами (упая).

Может быть, в связи с тем, что сами эти силы есть творческая энергия Шивы/сознания, тексты выражают суть, но не разбирают какие-то детали практик. Суть может быть незыблемой и фундаментальной, а вариации различных упай способны меняться до бесконечности, кто-то может в связи с этим даже сказать, что их нет, и подать как теорию «анупая» (без метода). Кого-то такое осознание в один момент может привести к целостному видению того, что есть у натхов, в Кашмирском шиваизме и многих других тантрических школах.

Мы перевели книгу А.К. Банерджи «Философия Горакшанатха» (сначала она издавалась в Индии на хинди, а затем и на английском), и там есть один маленький, но интересный момент, где как раз упоминается Абхинавагупта и его Традиция. Банерджи пишет, что тексты Абхинавагупты – это мощнейшая теоретическая база всего шиваизма. Т.е. не только самого Кашмирского шиваизма, но и шайвитской доктрины в целом.

По моему мнению, обилие глубоко проработанных и гибких понятий в данной доктрине, при том, что она еще и стройная в своих сущностных элементах, как раз и позволяет ей быть полезной для любой из шайва-шактийских доктрин. По этому поводу можно вспомнить слова моего Гуру о том, что тантра, как на метафизическо-философском, так и на прикладном, практическом уровне, – это «пища» для натха-йогинов.

По материалам форума dharmanathi.ru


Теги:  Садхана Йога Натхи Форум Интервью
Автор: Yogi Matsyendranath Maharaj

Возврат к списку

Поделиться ссылкой: