Поиск

Вайрагья

Вайрагья 10.10.2018

Вайрагья वैराग्य происходит от वि "vi" (оставление) + राग "rāga" (страсть, похоть). В конце с суффикс य, в санскрите происходит "вридхирование" (изменение корневой гласной) "и" в "ай". Так же как, например, трилока в трайлокья, тригуна в трайгунья, субхага в саубхагья и т.д., и т.п.

Если же дальше разбирать термин до изначального корня, то "rāga" происходит от корня रञ्ज्  – rañj  (окрашивание). Т.е. в противоположность прозрачности и чистоте происходит окрашивание "цветами чувств". Цвет также может ассоциироваться и с varṇa वर्ण – принадлежностью к определенному социальному классу, где варна тоже переводится как цвет. 

Даже есть определенная конкретика: брахманы духовно связаны с белым цветом, кшатрии – с красным, вайшью – с желтым и шудры – с черным. У них свои отношения, представитель одной варны не сядет есть за стол с представителем другой, так как некоторые кшатрии, например, ели раджасичную пищу, чего избегали брахманы, и т.д. Есть цвет преобладающей энергии, и человек в ней живет и развивается. Не случайно и варна происходит от वृ vṛ (покрывать), а вайраги (следующие пути вайрагьи) сбрасывают с себя эти "покровы"; как правило, те, кто вышли из сферы ограничений, это саньясины, авадху (-та) и т. д.

Отрешенность – одно из основных качеств Бога. Оставление всех отождествлений с миром делает йогу полноценной практикой по представлениям Натхов. Те, кто практикует садхану, часто делают это из тщеславия, из гордости своими теоретическими познаниями в духовности, стремясь наслаждать свое тонкое эго под видом йоги, и поэтому, только через отречение можно стать истинным авадхутом и отрешенным йогином.

Вайрагья и социум

И вместе с тем вайрагья немыслима без социальной реализации потому, что сама жизнь является средством для обжигания сосуда отрешенности практикующего, становясь, таким образом, «адхарой» для развития этого качества. Социум нестабилен, в нем постоянно происходят изменения, поэтому для обретения спокойствия нужно уметь избегать привязанностей к различным проявлениям этого мира. Когда возникает ощущение того, что мир зажал в тиски нас самих, лишив собственного самосознания, это признак неправильного к нему отношения. Для того, чтобы преодолеть иллюзии социума, недостаточно простых посещений классов по йоге, потому что это только подготавливает основу для более важной работы, которая и будет являться истинной йогой.

Наличие внутренней вайрагьи – это один из главных критериев того, что человек практикует йога-садхану, а не метод для похудания. Но при этом следует действовать постепенно. Практикующий сначала должен привести в порядок свое физическое тело, поправить здоровье, решить общечеловеческие проблемы, а затем приступать к работе с внутренними аспектами своего Я, т.к. невозможно научиться отрешенности, если нет понимания того, зачем это нужно, и в чем великая ценность и эффективность этого подхода.

Тексты Натхов и тантры говорят о совмещении йоги и бхоги. Мир переполнен различной бхогой (удовольствия, наслаждения) и йога также стала частью этого мира, хотя сама ee суть – подняться над его иллюзиями, что приводит к обретению сат-чит-ананды (бытие – сознание – блаженство), кайвальянанды (высшее богоподобное состояние), после чего практикующий понимает, кто он есть на самом деле. В мире много преходящих удовольствий, они тоже являются истиной, но их истина также переходящая, поэтому ни одну из них нельзя идеализировать, как бы это ни казалось подходящим под мотивы тантры и гностицизма.

Практика – это то, что делает практикующего адекватным в этом мире, делает его действия эффективными, практика учит тому, как при минимальных затратах сил получить положительный результат. Йоги – зрелые люди, поэтому им не нужны абстрактные теории, они не видят никакой ценности в теоретической саньясе и теоретических представлениях о высшей реальности в ущерб ее целостному восприятию. По сути, йогины отрекаются не от мира, а от навязчивых, наносных убеждений и систем верований. 

Вайрагья свойственна нашей природе и раскрыть ее может Гуру

Отношение к вайрагье зачастую отрицательное, потому что она стала частью социума, а не свойством души. На самом деле это истинная природа живого существа, и ее не надо специально создавать, она свойственна самой нашей природе. Вайрагья пробуждается, когда человек естественным образом достигает зрелости души.

Отрешенность может раскрыть в ученике Гуру, у которого реализовано недвойственное сознание, и который желает ученикам того, что желает самому себе. Если Гуру – реализованная чистая душа, то он видит божественное и в ученике, и это божественное он пробуждает. Посредством дальнейшей практики ученик уже реализует это состояние полностью. Для настоящего ученика Гуру трансцендентен, и если ученик придерживается такого видения, то сможет раскрыть свою истинную природу и отречение придет само собой.

Человеческие существа очень слабы, зависят от социума, от климата, от органов чувств, от тела и всего того, что его составляет, ориентированы на внешний мир. По этой причине, никто из простых смертных не может стать дживан-муктой, следуя своему несовершенному уму. Мы можем понять что-то возвышенное на основе эмпирического опыта, который указывает нам на нечто более высокое.

Натхи учат, что все совершенное всегда было с нами, есть и будет, просто мы не можем его воспринять из-за своих кармических накоплений, поэтому нам надо научиться видеть высшее в этом мире. Если видеть высшее в Гуру – это вернется по принципу зеркала. Воспринять себя как сиддха может тот, кто увидел сиддха в другом, и такое видение должен культивировать именно несовершенный человек. Но в этом мире под влиянием Майи, чаще всего несовершенные существа склонны поступать иначе, пытаясь найти истину в изощренных методах с надеждой, что это приведет их к реализации, при этом не следуя им на практике.

Поэтому таких сиддхов как Горакшанатх не интересовали внешние названия традиций и философских доктрин. Аугхар, который увидел суть их всех, сразу становится авадхутой. Авадхута вне всех сампрадай, но он открыт для всех учений, потому что он истинный вайраги, его сознание пустое, поэтому перед ним полная картина мира. Тот, кто увидел весь мир, поймет, что бессмысленно менять его на какую-то одну часть, потому вайрагья становится для йогина нормальным явлением. Вайраги подобен царю, который переоделся в нищего, но в любой момент способный оставить эту игру, поскольку всегда помнит, что является вечным, а что приходящим.

Так как для представителей варн вайраги и саньяси являются своего рода "людьми-порталами" в другой мир свободы, то они в индийском мире иерархически считаются фактически Гуру. Именно поэтому кто-то может удивиться, почему часто в Индии можно видеть следующую картину: когда садху в храме служат брахманы, многие из которых возможно даже и грамотнее этого садху, садху может не знать хорошо санскрита, кармаканды и т.д. Или, например, сейчас, когда в Индии йога тоже для мирских людей озападнилась, можно встретить йогачарью, который учит индусов гимнастике, но он почитает того садху, который не гнется в асанах. Потому йога – это традиционно, скорее, именно связь с "прозрачным, чистым миром покоя", а не умение "страстно делать гимнастику". В Индии как бы они ни обросли внешне западными элементами, в целом где-то на "духовно-генетическом" уровне до сих пор четко поставлено, что такое настоящая йога, а что нет. Они это понимают просто машинально на основании вот тех принципов, что я упомянул. У того, кто не знает их жизни, масса вопросов и недоумений, как "стройный йог" в Индии, умный брахман и т.д. могут почитать и служить полному садху, который периодически покуривает ганджу и т.д.? А потому что это все частности, но есть вещи на порядок выше, которым они обязаны следовать. Они кланяются местам силы (намоленным храмам и ее земле) или, грубо говоря, "намоленным людям" (когда касаются рукой их стоп, потом своей головы). Потому что это все создает "канал связи" с более высокой мерностью, которая транслируется через эти явления. Это реальность – над цветами, над запахами, над вкусами и т.д. Садху, Гуру, продвинутые садхаки учат именно энергией этих миров, потому он может быть даже и неграмотным. Он может учить своей тишиной.

Что такое совершенная вайрагья?

Совершенная отрешенность для западного человека парадоксальна, так как она исторически запрограммирована авраамическим, двойственным сознанием (может, немного исключение тому каббала, суфизм и т.п.). Индийское сознание, если кто-то успел заметить, сочетает несочетаемые вещи, и у этого есть веками обоснованные доктрины. Как, например, для христианина можно сочетать фанатичную веру с иногда на вид циничным поведением? Или как можно считать подношение Божеству наиболее нечистых субстанций – как самые высшие формы почитания? Даже сквернословие (оно у них тоже развито) может быть особой формой Божественности, достаточно посмотреть некоторые предписания пашупатам, капаликам и т.д. Но, конечно, с этим со всем надо быть аккуратными, как следует изучая суть подобных элементов, их доктрины.

Если сказать в двух словах: совершенное отречение – это предельная отстраненность от внешнего, сочетаемая с предельной погруженностью во внешнее (что, как правило, происходит необременительно). Процесс двусторонний, но в нем всегда должно преобладать первое состояние над вторым, несмотря на их взаимозависимость. Одно является "тестирующим", "регулирующим" элементом другого.

Почему важна отрешенность?

Аудио-фрагмент сатсанга Гуруджи Матсьендранатха


Теги:  Социум Мировоззрение Садхана
Автор: Yogi Matsyendranath Maharaj

Возврат к списку

Поделиться ссылкой: