Поиск

Ятра в Кедарнатх

09.09.2011

Йоги Матсьендранатх

Гуру Горакшанатхджи ко Адеш!

За последние два месяца у меня и моих учеников было много встреч и приключений в Индии, предлагаю всем, кому интересно, поделиться ими. Хотя есть и не любители инета, но у людей действительно было масса интересных событий.

Я могу поделиться своими впечатлениями от ятры в Кедарнатх, она впечатлила не только Канеринатха (моего ученика из Америки), но и меня самого. Мы вдвоем посетили много мест, периодически к нам присоединялись Йоги Алламанатх, Йоги Лакшминатх и другие. Мы побывали в таких местах, как Горакхпур (Горакхнатх-мандир), Варанаси, посетили несколько неплохих мест и тамошних натховских Гуру в Раджастане, Харидваре, в Махараштре (Йоги Сураджнатха), а также Насик, который посетили и Йоги Лакшминатх (после чира-дикши), Йоги Алламанатх и мои ученики из Украины. Возможно, кто-то из них поделится своими впечатлениями.

Кедарнатх обычно закрывается на зиму, это место очень древнее, связанное с событиями Махабхараты и не только. Мы отправились с Канеринатхом в сезон дождей (в августе), поэтому периодически там перекрывали дорогу и нам приходилось выжидать удобный момент, чтобы продолжить паломничеcтво. Дорога туда проходит по следующему маршруту: из Ришикеша на машине до Гаури-кунды дорога занимает примерно полдня, а потом от Гаури-кунды по горным серпантинам нужно подниматься в Гималаи к самому Кедарнатху, это можно проделать пешком, что довольно непросто, а можно взять лошадь, что мы и сделали. Обратно спускались своим ходом. Правда, крутые горы начинаются в самом Ришикеше и вся дорога на машине проходит по крутым серпантинам и скалам. Дорогу периодически, после дождей, заваливает камнями, поэтому там образуются заторы из машин. Когда мы вернулись в Ришикеш, выяснилось, что следом за нами поехали французы, но в связи с обвалами они вынуждены были вернуться назад. Мы на обратном пути тоже попали в обвал, прямо перед нами сыпались булыжники, и водители, глядя вверх, пытались выбрать момент, чтобы проскочить через опасное место. Проскочили мы легко и без проблем этот отрезок пути. В некоторых частях дорога очень узкая, и машины с каждой стороны проезжают поочередно. В общем, дорога до Гаури-кунды экзотичная и живописная.

Сама Гаури-кунда – небольшой городок в горах, там же находится известный Шакти-питх Богини Гаури, небольшой ее храм и сама кунда с водой, где совершают снану паломники. Неподалеку, если перейти мост под рекой, больше похожей на водопад, находится Горакшанатх-мандир. Сам мандир небольшой, с мутри Горакшанатха. Там нам повстречался только один садху, правда, не аугхар и не даршани. Раньше там жили разные натхи-баба, там же находятся и их самадхи. Храм находится прямо впритык к реке-водопаду.

Храм Горакшанатха и его мурти

Переночевав в Гаури кунде, мы рано утром совершили подъем к Кедарнатху. Сначала хотели подняться пешком, но наутро нас ждал сюрприз в виде обильного ливня; учитывая, что на следующее утро нам надо было возвращаться в Ришикеш, мы решили взять лошадей. Укрывшись целлофановыми плащами, мы таки-добрались до Кедарнатха. Дорога вверх составляет 14 километров. У меня было предчувствие, что ливень должен закончится, хотя он шел всю ночь, так и получилось, на полпути ливень закончился, и выглянуло солнце. Интересно, местами там была такая высота и облака закрывали горы, что не видно было того, что там у подножья гор под нами, хотя внизу была видна река, образующаяся от горной воды в виде многих водопадов. По пути встречаются небольшие домики, хижины и кофейни, другие паломники движутся пешком, кто-то на лошадях, а кого-то несут на специальных носилках (не знаю, кого и по какой цене так возят, но выглядит забавно). В общем, подъем занимает обычно четыре часа, хотя может и больше, спуск происходит проще.

К полудню мы добрались до деревушки, в которой находится Кедарнатх, и где-то на полпути подъема взошло солнце и появились заснеженные вершины Гималаев. Сначала вы попадаете в городок (скорее, деревню), на его окраине, прямо у подножья Гималаев, находится Кедарнатх. Народу там было немного, никого из иностранцев не встретили, только хинду паломники, нага-баба и один натх, часть из них пускала чарас по кругу, кто-то сидел возле самадхи Шанкарачарьи. Один баба нам показался вполне приличным, у него был спокойный и отрешенный вид, остальные не внушили никакого доверия. Сам храм достаточно сильный, внутри находится большой Шива-лингам, мурти Богини. Мы зашли внутрь и поучаствовали в пудже. Потом поднялись еще на одну гору, которая находится неподалеку, там располагается питх Кала-бхайравы, в тот момент там никого не было. Оттуда открывался хороший вид на всю деревню, Кедарнатх и Гималаи, здесь заканчивается социум и кругом лежат снега и царит пустота. Один садху мне предложил: "Оставайся, здесь покой, а там внизу суета". Он дал свои координаты, где постоянно обитает, сказав: "Может, пересечемся еще по милости Горакшанатха". Вокруг расположены еще насколько храмов второстепенной важности, но они – как бы часть общей картины.

Спустившись в Гаури-кунду, мы вернулись в отель и сели пить чай, и вдруг услышали русскую речь, не прошло и полминуты, как у нас завязалась беседа с соседями по столику. Славные оказались ребята, из Белоруссии. Они впервые были в Индии, один из них поднимался на вершину Эвереста. Я никогда не интересовался темой альпинизма, но в процессе беседы узнал много нового и интересного. Особенно общением был доволен Канери. Ребята, судя по всему, тоже были довольны. Мы им рассказывали про традицию и про Индию, так что наше общение затянулось надолго. Я не знал, что на Эвересте каждый год погибает человек по десять, но люди все равно пытаются туда забраться, некоторые не возвращаются, те, кто туда забирается, периодически на пути встречают тела погибших. Тела там не разлагаются из-за постоянной температуры. Наши собеседники оказались профессиональными альпинистами, девушка ходила в горы, правда, не на Эверест. Говорят, что малейшие заболевания, например, простуда, незначительные раны и т. д., на больших высотах очень опасны, так как там недостаточность кислорода, что является серьезным поводом не вернуться обратно. Ребята собрались на следующий день подняться к Кедарнатху и дальше в Гималаи, там чуть далее есть озеро и другие маршруты. Мы попрощались и договорились еще пообщаться, встретиться, когда они вернутся. Наутро наш путь лежал обратно в Ришикеш.

Так выглядит дорога, если ехать на машине:

Завал камней на дороге

Гаури-кунда

Шактийский храм в самом городке

Водопады и горы по пути к Кедарнатху